Загрузка...
Местоположение на сайте:  Главная  >  Коблево  >  Общество  >  Эта запись (статья)

Что такое децентрализация и в чем ее польза? В.М. Панич и соглашение об объединении в Коблевскую громаду

Автор   /  10.12.2016  /  Комментариев нет

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Благодаря инициативе Владимира Михайловича Панича, сельского головы Коблево, было достигнуто соглашение между сельскими советами Коблево, Виноградного (Ленинки), Морского, Рыбаковки, Лугового, Глубокого, Украинки, Бесарабки, Новофедоровки, Федоровки об объединении в Коблевскую территориальную громаду с центром в Коблево

Что такое децентрализация?

Согласно юридическому определению, децентрализация – это рассредоточение, процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства.

Немаловажно, что в этот процесс входят, как административная реформа, так и финансовая — перераспределение финансовых полномочий в пользу местных органов власти.

Что такое децентрализация и в чем ее польза?

Если раньше представителям местных властей приходилось ездить в столицу и выпрашивать те или иные дополнительные средства на различные нужды, то при финансовой децентрализации большая часть денег, попадающая в местные бюджеты, будет оставаться на местах.

Децентрализация — о ней говорили и раньше..

О необходимости децентрализации власти в Украине говорили практически все политические силы на протяжении практически всех лет существования Украины, как независимого государства.

Причём, если в первые годы независимости выдвигались проекты федерализации, или совсем уж экстравагантные варианты радикального изменения административно-территориального устройства страны, то со временем большинство сошлось на том, что достаточно в рамках существующего унитарного устройства максимально усилить местные власти, заставив Киев поделиться с ними полномочиями и финансами.

Необходимостью «ездить в Киев на поклон» были недовольны все, и децентрализация власти обычно присутствовала в длинных списках реформ, которые обещали крупнейшие политические силы в своих программах. Одна из таких сил даже взяла себе название в честь этой достойной идеи – «Партия регионов». Но после её прихода к власти в 2010 на деле властная вертикаль, наоборот, беспрецедентно укрепилась, и «диктат Киева» лишь усилился.

Проблема заключается в чрезмерной зависимости органов власти на местах от чиновников в центре. Зависимости административной (например, территориальные общины не имеют права распоряжаться своими деньгами в Казначействе, а местные советы не могут самостоятельно решать вопросы, касающиеся архитектурно-строительного контроля) и, главное, финансовой: имея на бумаге довольно широкий круг полномочий, органы местного самоуправления не имеют финансов на реализацию этих полномочий и поэтому вынуждены «делегировать» выполнение соответствующих функций органам государственной власти – районным и областным госадминистрациям. Поэтому в то время, как многие страны Центральной и Восточной Европы многое изменили в организации власти на местах, в Украине изменилось очень мало: по сути, вертикаль государственной исполнительной власти заполнила пустую нишу, которую ранее занимала партийная вертикаль. А местное самоуправление по-прежнему занимает подчинённую позицию.

Появилось множество мелких (до 500 жителей) общин, где местный совет не имеет исполкома и неспособен выполнять свои функции. Результат такого положения дел – износ коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда (которыми никто толком не занимается), снижение качества и доступности публичных услуг, отсутствие у населения демократических навыков и понимания того, зачем вообще нужны эти ни на что не влияющие местные советы.

События 2014 года наглядно показали, что в отношениях между центром и регионами надо что-то менять, и новая власть вспомнила о Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которая была разработана и одобрена Кабмином ещё в 2009 г. Документ «подрехтовали», а децентрализацию власти провозгласили одной из наиболее насущных реформ – впрочем, для того, чтобы начать рассматривать законопроекты по существу дела в Верховной Раде, понадобилось больше года.

Суть реформы заключается в том, чтобы укрупнить нижнее звено системы местного самоуправления, параллельно наделив соответствующие органы власти реальными административными и финансовыми полномочиями.

Базовой административно-территориальной единицей станет община (громада), которая по размерам будет напоминать районы, существовавшие до хрущёвской реформы 1962-1964 гг. Вместо 458 городских, 783 поселковых и 10,3 тыс. сельских советов останутся 1,5 тыс. советов общин: «под нож» пойдут сельские органы самоуправления, которые всё равно не справляются с возложенными на них функциями. Территория общины должна быть достаточно компактной, чтобы «скорая помощь» и пожарная бригада доезжали в любую точку не более чем за 30 минут и чтобы не было «депрессивных» населённых пунктов, отстоящих от центра более чем на 15-20 км.

А вот район будет, по сути, госпитальным округом: от центра до любой точки должно быть не более часа езды. Он должен быть экономически состоятельной территорией с достаточной численностью населения (150-200 тыс. чел.). Из нынешних 490 райсоветов останется около сотни.

Наконец, третий уровень местного самоуправления – региональный. Здесь никаких укрупнений не планируют: все области и регионы в Украине сегодня отвечают современным нормам по численности населения.

Государственные администрации предполагается вообще упразднить: вместо них будут созданы префектуры со значительно более скромными полномочиями. Задача префекта – координировать работу вертикально организованных государственных ведомств на данной территории и следить за законностью деятельности местного самоуправления, решающего все основные вопросы местного масштаба.

Что такое децентрализация? Подробно: распределение полномочий между органами местного самоуправления

Базовый уровень:

  • Развитие местной инфраструктуры;
  • Местное экономическое развитие;
  • Решение вопросов застройки, планирование развития территории;
  • Благоустройство территории;
  • Предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Организация пассажирских перевозок на территории общины;
  • Содержание дорог коммунальной собственности;
  • Общественная безопасность;
  • Гашение пожаров;
  • Среднее, дошкольное и внешкольное образование;
  • Первичное здравоохранение;
  • Культура и физическая культура;
  • Социальная помощь;
  • Административные услуги.

Районный уровень:

  • Работа школ-интернатов общего профиля;
  • Медицинские услуги вторичного уровня.

Областной уровень:

  • Региональное развитие;
  • Здравоохранение;
  • Развитие областной инфраструктуры;
  • Профессионально-техническое образование;
  • Высокоспециализированная медицинская помощь;
  • Развитие культуры, спорта, туризма.

Услуги органов исполнительной власти на базовом уровне:

  • Санитарно-эпидемиологическая защита;
  • Социальная защита (пенсии, субсидии, льготы);
  • Казначейское обслуживание;
  • Регистрация актов гражданского состояния.

Читайте больше по теме местного самоуправления на сайте Коблево Онлайн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Погода

Вас возможно заинтересует...

«Закладки» в Коблево закапывают на кладбище — что дальше?

Узнать больше.. →