Загрузка...
Местоположение на сайте:  Главная  >  Общество  >  Эта запись (статья)

Что такое децентрализация и в чем ее польза? В.М. Панич и соглашение об объединении в Коблевскую громаду

Автор   /  10.12.2016  /  Комментариев нет

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Благодаря инициативе Владимира Михайловича Панича, сельского головы Коблево, было достигнуто соглашение между сельскими советами Коблево, Виноградного (Ленинки), Морского, Рыбаковки, Лугового, Глубокого, Украинки, Бесарабки, Новофедоровки, Федоровки об объединении в Коблевскую территориальную громаду с центром в Коблево

Что такое децентрализацияЧто такое децентрализация?

Согласно юридическому определению, децентрализация – это рассредоточение, процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства.

Немаловажно, что в этот процесс входят, как административная реформа, так и финансовая — перераспределение финансовых полномочий в пользу местных органов власти.

Что такое децентрализация и в чем ее польза?

Если раньше представителям местных властей приходилось ездить в столицу и выпрашивать те или иные дополнительные средства на различные нужды, то при финансовой децентрализации большая часть денег, попадающая в местные бюджеты, будет оставаться на местах.

Децентрализация — о ней говорили и раньше..

О необходимости децентрализации власти в Украине говорили практически все политические силы на протяжении практически всех лет существования Украины, как независимого государства.

Причём, если в первые годы независимости выдвигались проекты федерализации, или совсем уж экстравагантные варианты радикального изменения административно-территориального устройства страны, то со временем большинство сошлось на том, что достаточно в рамках существующего унитарного устройства максимально усилить местные власти, заставив Киев поделиться с ними полномочиями и финансами.

Необходимостью «ездить в Киев на поклон» были недовольны все, и децентрализация власти обычно присутствовала в длинных списках реформ, которые обещали крупнейшие политические силы в своих программах. Одна из таких сил даже взяла себе название в честь этой достойной идеи – «Партия регионов». Но после её прихода к власти в 2010 на деле властная вертикаль, наоборот, беспрецедентно укрепилась, и «диктат Киева» лишь усилился.

Проблема заключается в чрезмерной зависимости органов власти на местах от чиновников в центре. Зависимости административной (например, территориальные общины не имеют права распоряжаться своими деньгами в Казначействе, а местные советы не могут самостоятельно решать вопросы, касающиеся архитектурно-строительного контроля) и, главное, финансовой: имея на бумаге довольно широкий круг полномочий, органы местного самоуправления не имеют финансов на реализацию этих полномочий и поэтому вынуждены «делегировать» выполнение соответствующих функций органам государственной власти – районным и областным госадминистрациям. Поэтому в то время, как многие страны Центральной и Восточной Европы многое изменили в организации власти на местах, в Украине изменилось очень мало: по сути, вертикаль государственной исполнительной власти заполнила пустую нишу, которую ранее занимала партийная вертикаль. А местное самоуправление по-прежнему занимает подчинённую позицию.

Появилось множество мелких (до 500 жителей) общин, где местный совет не имеет исполкома и неспособен выполнять свои функции. Результат такого положения дел – износ коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда (которыми никто толком не занимается), снижение качества и доступности публичных услуг, отсутствие у населения демократических навыков и понимания того, зачем вообще нужны эти ни на что не влияющие местные советы.

События 2014 года наглядно показали, что в отношениях между центром и регионами надо что-то менять, и новая власть вспомнила о Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которая была разработана и одобрена Кабмином ещё в 2009 г. Документ «подрехтовали», а децентрализацию власти провозгласили одной из наиболее насущных реформ – впрочем, для того, чтобы начать рассматривать законопроекты по существу дела в Верховной Раде, понадобилось больше года.

Суть реформы заключается в том, чтобы укрупнить нижнее звено системы местного самоуправления, параллельно наделив соответствующие органы власти реальными административными и финансовыми полномочиями.

Базовой административно-территориальной единицей станет община (громада), которая по размерам будет напоминать районы, существовавшие до хрущёвской реформы 1962-1964 гг. Вместо 458 городских, 783 поселковых и 10,3 тыс. сельских советов останутся 1,5 тыс. советов общин: «под нож» пойдут сельские органы самоуправления, которые всё равно не справляются с возложенными на них функциями. Территория общины должна быть достаточно компактной, чтобы «скорая помощь» и пожарная бригада доезжали в любую точку не более чем за 30 минут и чтобы не было «депрессивных» населённых пунктов, отстоящих от центра более чем на 15-20 км.

А вот район будет, по сути, госпитальным округом: от центра до любой точки должно быть не более часа езды. Он должен быть экономически состоятельной территорией с достаточной численностью населения (150-200 тыс. чел.). Из нынешних 490 райсоветов останется около сотни.

Наконец, третий уровень местного самоуправления – региональный. Здесь никаких укрупнений не планируют: все области и регионы в Украине сегодня отвечают современным нормам по численности населения.

Государственные администрации предполагается вообще упразднить: вместо них будут созданы префектуры со значительно более скромными полномочиями. Задача префекта – координировать работу вертикально организованных государственных ведомств на данной территории и следить за законностью деятельности местного самоуправления, решающего все основные вопросы местного масштаба.

Что такое децентрализация? Подробно: распределение полномочий между органами местного самоуправления

Базовый уровень:

  • Развитие местной инфраструктуры;
  • Местное экономическое развитие;
  • Решение вопросов застройки, планирование развития территории;
  • Благоустройство территории;
  • Предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Организация пассажирских перевозок на территории общины;
  • Содержание дорог коммунальной собственности;
  • Общественная безопасность;
  • Гашение пожаров;
  • Среднее, дошкольное и внешкольное образование;
  • Первичное здравоохранение;
  • Культура и физическая культура;
  • Социальная помощь;
  • Административные услуги.

Районный уровень:

  • Работа школ-интернатов общего профиля;
  • Медицинские услуги вторичного уровня.

Областной уровень:

  • Региональное развитие;
  • Здравоохранение;
  • Развитие областной инфраструктуры;
  • Профессионально-техническое образование;
  • Высокоспециализированная медицинская помощь;
  • Развитие культуры, спорта, туризма.

Услуги органов исполнительной власти на базовом уровне:

  • Санитарно-эпидемиологическая защита;
  • Социальная защита (пенсии, субсидии, льготы);
  • Казначейское обслуживание;
  • Регистрация актов гражданского состояния.

Читайте больше по теме местного самоуправления на сайте Коблево Онлайн

Что такое децентрализация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Работа в Коблево 2018. Объявления, вакансии. Обновление информации

Узнать больше.. →